Каков срок службы автомобильного аккумулятора, от чего он зависит, как продлить? способы узнать дату выпуска

Вовремя обнаруживаем проблемы с батареей

Если в процессе работы батареи с ней возникают неисправности, оперативное их обнаружение и устранение поможет максимально долго продлить ей жизнь. К числу наиболее распространенных проблем с АКБ можно отнести следующие.

  1. Быстрый разряд аккумулятора. Из многочисленных причин такого «поведения» АКБ на первом месте загрязнение электролита. В него могут попасть посторонние примеси при обслуживании, может оказаться некачественным сам электролит или доливаемая дистиллированная вода. Устранить эту проблему можно самостоятельно. Для этого батарея разряжается, электролит сливается и меняется на новый. После зарядки необходимо проверить плотность, и АКБ можно эксплуатировать.
  2. Короткие замыкания внутри батареи. О нем будет свидетельствовать резкое падение мощности и трудный пуск двигателя даже при плюсовой температуре. Если они возникают это говорит, прежде всего, о плохом обслуживании или о его полном отсутствии. Устранить проблему можно лишь заменой электродов, для чего аккумулятор полностью разбирается.
  3. Постоянное окисление выводов. Наиболее частой причиной этого является избыточное количество электролита, уровень которого необходимо срочно привести в норму. Для этого нужно его проверить, и после откачать избыток грушей. После этого выводы тщательно зачищаются, и в качестве профилактики смазываются специальной смазкой или тонким слоем простого вазелина.

Несколько полезных советов о покупке и эксплуатации аккумуляторов можно увидеть на видео:

Что влияет на срок службы?

На продолжительность службы АКБ влияет множество процессов и различных раздражителей. Давайте рассмотрим эти факторы.

  • Уровень заряда. Первым делом необходимо выяснить мощность аккумулятора. Иногда происходит так, что аккумулятор затрачивает намного больше энергии, нежели указано в его техническом паспорте или же наоборот очень часто разряжается. Необходимо знать, что частые разрядки источника питания автомобиля могут приводить к неправильной его работе в дальнейшем. Как правило, для полной зарядки АКБ хватает суток, но это не всегда так. Перед тем, как снимать его с зарядки, необходимо убедиться, что он заряжен полностью. Чем больше в автомобиле установлено электронной техники (кондиционер, бортовой компьютер, сигнализация), тем больше расход питания. Чтобы сберечь баланс, необходимо правильно использовать как автомобиль, так и автомобильный аккумулятор. К примеру: использование кондиционера во время короткой поездки расходует много энергии, таким образом энергия не успевает сгенерироваться. Отличный ее баланс на блинных расстояниях;
  • Температура. Очень жестко на электролит (главный элемент аккумулятора) влияют погодные условия, особенно мороз. Так вот, от воздействий на АКБ морозов вызывает вязкость электролитов, а это, в свою очередь, препятствует нормальному прохождению заряда. Повышенная температура также негативно воздействует на источник питания: жидкость выкипает, что приводит к возможности перезаряда. Считается, что именно влияние пониженных и повышенных температур является основной причиной короткого срока службы батареи, так как это приводит к понижению емкости аккумулятора, размораживанию электродов, деформации корпуса, осыпанию электродов и к склонности к коррозии;
  • Короткое замыкание. КЗ полностью выводит из строя источник питания. Причиной короткого замыкания в новых автомобилях могут быть бракованные детали. Что же касается старых авто, то тут иная ситуация. С батарей осыпается паста, которая создает так называемый шлам активной пасты. При большом количестве этого шлама в источнике питания автомобиля происходит замыкание разноименно заряженных частиц;
  • Сульфатация. Если говорить по-простому, то это окисление пластин. Этот процесс возникает тогда, когда электроды не получают напряжения, даже если оно пропускается очень долго. Причина подобного – резкое повышение температуры, что приводит к увеличению плотности электролита.

Конструкция АКБ

Под этим словом понимается его исполнение – обслуживаемый или необслуживаемый. При выборе первого нужно учитывать, что он нуждается в постоянном контроле над плотностью электролита. Это значит, что иногда вам придется добавлять дистиллированную воду. Не смотря на это, при правильном подходе, многим удается «оживить» даже «убитый» аккумулятор, а значит, есть шанс исправлять свои ошибки при эксплуатации.

Необслуживаемые аккумуляторы имеют закрытое исполнение, чтобы владельцы не нарушали заводской плотности электролита. Она правильно рассчитана, как под зимний период, так и летний. Главным плюсом такой батареи является то, что она не нуждается в каком-либо контроле и выигрывает при длительной эксплуатации.

Продление срока службы аккумулятора

На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.

Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:

нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
при простое отключать всех потребителей.

Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.

Использование аккумуляторов в автомобиле

Электрохимические источники питания нашли своё применение в различных видах транспорта и многих других отраслях. В автомобиле аккумулятор необходим для выполнения конкретных целей:

  1. запуск двигателя;
  2. снабжение электричеством функционирующих систем при заглушенном двигателе;
  3. применение в качестве вспомогательного средства для генератора.

Автомобильные аккумуляторные батареи делятся на 4 категории — малосурьмянистые, кальциевые, гелевые и гибридные. При выборе АБ следует учитывать не только цену, но и его функциональные возможности:

  • Малосурьмянистая АБ — представляет собой обычную свинцовую батарею без добавления в состав пластин дополнительных компонентов.
  • Кальциевая —у этой батареи все пластины выполнены из кальция.
  • Гелевая —наполнена гелеобразным содержимым, которое заменяет обычный электролит.
  • Гибридная батарея включает в состав пластины из различных материалов: плюсовая — малосурьмянистая, а минусовая с примесью серебра.

Малосурьмянистые АБ более всего подвергаются выкипанию воды из электролита и они быстрее остальных теряют заряд. Но при этом они легко заряжаются и им не страшна глубокая разрядка. Диаметрально противоположная ситуация складывается с кальциевыми батареями.

Если такую батарею несколько раз подряд глубоко разрядить, восстановить ее будет невозможно. Оптимальным будет выбор гибридного аккумулятора. Гелевые АКБ удобны тем, что внутри находится гель, который не вытекает в перевернутом положении и не может выкипеть.

Какие факторы влияют на срок годности автомобильного аккумулятора?

Девушка столкнулась с проблемой разряда АКБ прямо на дороге

Хотите узнать, какой средний ресурс работы автомобильной батареи и сколько она может проработать? На это влияет множество внешних факторов, о которых должен знать каждый автолюбитель. В среднем срок службы АКБ должен составлять не менее 3.5 лет. Это время аккумуляторная батарея любого производства и года выпуска должна продержаться на любом авто, разумеется, если она не находится в полностью разряженном состоянии и не тратит много энергии. Вернее, больше энергии, чем она должна тратить.

Основные устройства, которые потребляют большое количество энергии, это:

  • мультимедиа система, а также всевозможные электронные устройства;
  • механизмы для открытия дверей, безопасности автомобилиста;
  • система климат контроля;
  • бортовой компьютер.

Все эти элементы влияют на срок службы аккумулятора, поскольку питаются от него, даже в то время, когда транспортное средство стоит на стоянке. Более того, если в работе электрооборудования имеются нерабочие устройства и приборы, батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии

Как правило, наши водители редко обращают внимание на это, обычно переполох начинается тогда, когда из-за АКБ не получается завести двигатель. Поэтому если вы не планируете какое-то время использовать машину, лучше будет отключить клемму от батареи. Разнообразие аккумуляторов

Разнообразие аккумуляторов

Также следует учитывать, что срок службы аккумулятора автомобиля во многом зависит от погодных условий. Когда на улице мороз, эффективность устройства значительно падает, поскольку электролиты в нем становятся вязкими, в результате чего сопротивление движения заряда растет.

В итоге, вне зависимости от года выпуска и правильности эксплуатации, срок жизни и годности уменьшается из-за:

  • деформации корпуса АКБ;
  • понижения показателя емкости;
  • замерзания электролита;
  • периодическое размораживание электродов.

В том случае, если транспортное средство регулярно используется в условиях высоких температур, это также повлияет на ресурс работы и годности АКБ вне зависимости от года выпуска.

Более того, срок службы автомобильного аккумулятора не только снижается, но устройство может и вовсе выйти из строя в результате:

  • перезарядки девайса;
  • возможного саморазряда;
  • образования коррозии;
  • слишком высокого испарения влаги (автор видео — HotSEM).

Разумеется, одним из основных компонентов электрической системы любого автомобиля является генератор, поэтому на срок службы батареи он также влияет. Независимо от того, какова дата и какой год выпуска и сколько АКБ лет. Если заряд очень низкий, то в устройстве АКБ происходит сульфатация пластин, также снижению срока годности способствует реле регулятора, из-за поломки которого в бортовой сети появляется повышенное напряжение. Если из-за высокого напряжения произойдет перегрев банок, то это может стать причиной выкипания электролита.

Не стоит забывать и о вибрациях. Срок годности вне зависимости от даты и года выпуска и того, сколько батарее лет, снижается при постоянных вибрациях в системе. Из-за вибраций происходит разрушение обмазки пластин, иногда на АКБ могут проявиться трещины, а это, в свою очередь, полностью убивает девайс.

Если при движении транспортного средства проявляются вибрации, от них необходимо как можно быстрее избавиться, ведь они способствуют:

  • скачкам напряжения в бортовой сети;
  • появлению короткого замыкания;
  • сульфатации АКБ.

Немаловажным моментом является способ езды на машине. Как правило, если транспортное средство используется только по городу, то ресурс эксплуатации будет более низким, чем у машины, большее время передвигающейся по трассе. Все потому, что в городском режиме во время эксплуатации машины двигатель запускается значительно чаще, а поездки обычно не долгие, соответственно, батарея просто не успевает восстановить емкость. Особенно недозаряженность устройства часто проявляется в зимнее время года, ведь кроме частых запусков двигателя, восстановить емкость девайса не позволяют постоянно используемые световые приборы.

Зарядка батареи с помощью ЗУ

Как понять, что аккумулятор неисправен?

Самый главный признак неисправного аккумулятора – затрудненный запуск движка, в особенности зимой. Конечно, разовая зарядка АКБ от внешних источников еще ни о чем не говорит (хотя и ее причину не лишним будет найти), зато ее многократное повторение однозначно указывает на то, что с батареей точно что-то не в порядке. Тот же вывод можно сделать и в случаях, когда заряда автомобильного аккумулятора хватает всего на 2-3 попытки запуска мотора либо запуск все же осуществляется, но интенсивность проворачивания коленвала заметно слаба.

О том же, что АКБ с поврежденным корпусом нуждается в незамедлительной замене говорить не стоит, надеемся, вы и сами понимаете те последствия, к которым может привести внезапная «смерть» АКБ и/или вылившийся из нее электролит.

Полезные советы, которые помогут увеличить срок службы автомобильного аккумулятора.

  • Не эксплуатируйте разряженную АКБ!
  • Всегда прогревайте авто перед выездом в зимнее время. При движении на короткие расстояния, остановившись, не спишите заглушить мотор, дайте ему еще немного поработать.
  • Облегчайте, нажатием на педаль сцепления, запуск двигателя.
  • При пуске не разряжайте аккумулятор: стартер должен работать не больш 15 секунд, а перерыв между попытками должен быть не менее 1 минуты.
  • Своевременное осуществляйте техобслуживание АКБ: проверяйте состояние крепления корпуса, чистоту вентиляционных отверстий и клемм, уровень электролита.
  • В связи с пагубным воздействием разрядки на автомобильный аккумулятор, периодически его следует заряжать.
  • При постановке машины на стоянку следите, чтобы все электроприборы были отключены. При длительной стоянке аккумулятор рекомендуется полностью отключать, для этого достаточно снять с него минусовой провод.

Крепление аккумулятора

Многие могут посчитать это не важным пунктом и будут не правы! Потому как крепление как я считаю, один из важнейших пунктов – батарея при крутых поворотах и других маневрах может вылетать из своего места. И если она не закреплена, тогда может замкнуть клемма о кузов (скажем плюсовая на «массу»). Либо клемма вообще может сломаться, либо сломать место крепления в пластиковом корпусе, что тоже ничего хорошего не несет! Такой аккумулятор уже не проработает долго.

Запомните, батарея должна быть хорошо закреплена (сидеть в своем гнезде), желательно специальными скобами, либо другими зажимами.

Отличия основных типов элементов питания

Несмотря на одинаковый принцип работы, существует большое разнообразие аккумуляторов.

Главное их отличие – состав.

Гелевые являются одними из последних изобретенных.

Вместо электролита в их корпусе находится гель.

Гарантия от производителя для этого типа элементов питания самая долгая: срок годности гелевых аккумуляторов составляет до 10 лет, а в реальной работе срок службы составляет порядка 7 лет.

Но условия эксплуатации выполнять нужно строго.

Гелевый аккумулятор хорош тем, что у него очень высокий пусковой ток и он не требует обслуживания.

Безопасность использования обеспечена тем, что гель не протекает сквозь трещины в корпусе (если по какой-то причине они там образовались).

Работать этот элемент может не только в строго горизонтальном положении.

При хранении практически не теряет заряда.

Чтобы никаких проблем при использовании не возникло, ни в коем случае нельзя допускать перезарядя батареи и перепада температур.

Гель боится сильной жары и морозов.

Кроме того автомобильная электроника должна работать как часы.

Стоимость соответствует качеству – высокая.

Литий–ионные элементы питания считаются самыми энергоемкими.

По количеству циклов у него тоже одни из самых высоких показателей.

Удельная емкость из всех электролитосодержащих аккумуляторов самая высокая.

Производители гарантируют бесперебойную работу литий-ионных аккумуляторов в течение срока годности от 2-х до 3-х лет.

В отличие от других типов стерпит подзарядку при неполной разрядке и на дальнейшей работе это никак не отразится.

Существенный недостаток заключается в боязни высоких и низких температур. Цена высокая.

Сухозаряженные аккумуляторы могут хранится в течение срока годности до 5-ти лет: безотказно работают примерно тот же срок.

Обслуживание так же не требуется.

Чтобы привести в рабочее состояние нужно подзарядить или заполнить электролитом.

Эта же особенность является отрицательной.

Сразу после покупки такой аккумулятор использовать нельзя.

Аккумулятор – это не та вещь, на которой можно экономить.

На сегодняшний день цена у этого товара вполне сопоставима с качеством.

Правильная эксплуатация практически исключает сбои в работе.

Возможные дефекты появляются, как правило, еще на заводе при сборке.

Но это скорее исключение, чем правило.

В любом случае претензии предъявляются исключительно к производителю.

На рассмотрение и исправление недостатков отводится срок не более 45 дней.

Факторы, сокращающие срок службы АКБ

Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии

Причин этому может быть несколько:

  • характер поездок. Если вы ездите по городу, часто стоите в пробках и проезжаете небольшое расстояние между частыми пусками мотора, то аккумулятор автомобиля просто не успевает восполнить заряд. Ведь АКБ отдаёт энергию при запуске двигателя, а затем он восстанавливает её при поездке. Если этого не происходит, то батарея постоянно разряжена;
  • ток утечки превышает норму. Даже если АКБ нормально заряжается от генератора во время поездки, но на стоянке присутствует сильный ток утечки, аккумулятор постоянно будет разряжен;
  • состояние бортовой сети автомобиля. Из-за неисправностей автомобильной сети АКБ может не заряжаться, как следует. К примеру, не работает регулятор напряжения или вышел из строя диодный мост генератора. В результате аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора.

Из-за того, что аккумуляторная батарея постоянно находится в разряженном состоянии, в ней активизируется процесс сульфатации. В результате снижается ёмкость и уменьшается срок службы аккумулятора автомобиля. Стоит сказать, что сульфатация является естественным процессом во всех свинцово─кислотных АКБ и постепенно приводит к выходу их из строя. При разряде АКБ на пластинах выделяется сульфат свинца. При зарядке он растворяется во время химической реакции, но какая-то его часть остаётся. Процесс сульфатации активизируется, если аккумулятор имеет хронический не до заряд

Поэтому важно иметь представление о норме заряда аккумулятора автомобиля.
 

Короткое замыкание

Короткое замыкание – это «смертный» приговор АКБ. Если даже замыкание произошло в одной из банок, то он отслужил своё. В старых обслуживаемых аккумуляторах была возможность замены банки. Малообслуживаемые и необслуживаемые этого делать не позволяют. Короткое замыкание может стать следствием прорыва сепаратора между разноимёнными пластинами. Это может произойти, например, при короблении пластин в результате замерзания электролита.

К замыканию может приводить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин. Это может происходить из-за повышенного вибрационного воздействия (езда по бездорожью, плохим дорогам). Производители аккумуляторов стараются уменьшить это явление. Для этого совершенствуется технология нанесения активной массы и конструкция пластин, а также используются всевозможные легирующие добавки (сурьма, кальций, селен, серебро и др.).

Существуют ситуации, когда замыкание происходит на новом аккумуляторе. Это уже производственный брак и подлежит замене по гарантии на аккумулятор. Как правило, такие производственные дефекты обнаруживаются в течение первых 6 месяцев эксплуатации.
 

Коррозия

Процесс коррозии пластин аккумулятора и соединительных мостиков можно назвать естественным, как и сульфатацию. Производители АКБ стараются уменьшить это явление при помощи легирования пластин различными компонентами. В некоторой степени получается снизить коррозию, но полностью справиться с ней не удаётся. В итоге большинство аккумуляторов к концу срока службы выходят из строя из-за сульфатации и коррозии.
 

Чрезмерный заряд аккумулятора

Это может происходить в случае подачи завышенного напряжения на выводы аккумулятора. Причиной здесь в большинстве случаев становится неисправная работа бортовой сети автомобиля. В частности, генератора. Как известно, при напряжении 14,4 вольта в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Это её разложение на водород и кислород.

Прочее

На сроке службы аккумулятора автомобиля отрицательно сказываются и экстремальные температуры эксплуатации. Так, при низких температурах (ниже минус 30 градусов по Цельсию) резко повышается риск замерзания разряженного аккумулятора. В таких условиях снижается эффективность зарядки. Если вы живете в северных широтах, то имеет смысл на ночь забирать аккумулятор домой и ставить его на зарядку. Для сведения, при понижении температуры на каждый градус ниже плюс 15 С ёмкость снижается на 1 Ач. Нетрудно подсчитать насколько меньше становится ёмкость АКБ при отрицательных температурах.

Высокая температура (выше плюс 30 С) также не несёт ничего хорошего для аккумуляторной батареи. В летнее время температура под капотом может достигать 100 градусов Цельсия. Это приводит к испарению воды из электролита и снижению его уровня ниже допустимого.

Как правильно выбрать аккумулятор

Тип батареи выбирается в зависимости от финансовой способности владельца автомобиля. В основном отдается предпочтение свинцово-кислотным элементам.

АКБ заряжают с помощью специального устройства, в магазинах продаются «зарядники» разных типов и мощности. Есть зарядные устройства (ЗУ) обычные и зарядно-пусковые, последние способны не только восстановить емкость батареи, но и прокрутить двигатель для запуска, если аккумулятор сел.

Но слишком большой ток подавать нельзя, он не должен превышать одной десятой доли от общей емкости АКБ. Например, если аккумулятор имеет емкость 65 Ампер-часов, то ток зарядки не может быть больше 6,5 А.

Полезные советы

Обратите внимание, что глубокие разряды аккумулятора могут стать причиной преждевременного выхода из строя даже относительно нового изделия высокого класса. Также снижение плотности электролита зимой приводит к тому, что раствор замерзает, разрушаются пластины и т.д

С учетом того, что с наступлением холодов нагрузки на АКБ растут, батарея, нормально работающая летом, может выйти из строя при первых заморозках. В связи с этим лучше обслужить или сразу поменять старый аккумулятор еще до наступления холодов

Также снижение плотности электролита зимой приводит к тому, что раствор замерзает, разрушаются пластины и т.д. С учетом того, что с наступлением холодов нагрузки на АКБ растут, батарея, нормально работающая летом, может выйти из строя при первых заморозках. В связи с этим лучше обслужить или сразу поменять старый аккумулятор еще до наступления холодов.

Также специалисты рекомендуют на обслуживаемых АКБ, которым больше 1 года, регулярно контролировать уровень и состояние электролита, оценивая прозрачность и плотность электролита. Если электролит помутнел, почернел и т.д., это зачастую указывает на то, что пора готовится к замене АКБ.

Что касается проверки тестером, диагностические процедуры должны выполняться на полностью заряженной батарее, клеммы и выводы должны быть очищены. Почистить выводы можно пищевой содой и водой.

Также следует осматривать батарею визуально, не допускается вздутие АКБ, наличие трещин корпуса, потеки электролита, появление стойкого сернистого запаха. Если это так, тогда аккумулятор сильно перегревается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector